RETINA
Проект Retina (с лат.“сетчатка”) о том, как изменяется зрение человека – от определения собственной «точки зрения» до повседневного переживания опыта через изображения. Зрение больше не воспринимается только как видение проекции зримого мира, а становится гибридным под влиянием техники , смещается на внутренние ощущения, такие как осязание и кинестетика. Работа была закончена в 2018 году, но её актуальность подтвердил период ограничений из-за пандемии, когда тотальное посредничество машинного зрения цифровых камер изменило «картину мира» многих людей.
Ночью, в разное время года художница бродила с фонариком в крупном городском лесопарке, избегая тропинок и знакомых мест. Это двойственное пространство: уже не в городе, но ещё не за его пределами. Лес – мир вне воли людей, нечто хтоническое, а парк– освоенная, перекодированная среда для отдыха и развлечения. В основе работы – документация на любительскую видеокамеру за 2,5 года, объекты из скриншотов видео и найденные в лесопарке объекты.
Эфемерность увиденного и попытка его захвата собирается в единую условность с помощью повествования, перетекающего по нескольким пространствам тотальной инсталляции. Зрителям раздают фонарики, которыми они проявляют изображения и подсвечивают объекты, влияя на вид инсталляции.
Кадры с деталями пейзажа в лесной глуши («природными знаками») парят на больших глянцевых полупрозрачных скрин-полотнах.
Человеческие «артефакты» ускользают от взгляда в боксах-театрах. Изображение в боксах отпечатано в авторской многослойной технике, зависит от типа и угла освещения и постоянно изменяется в свете фонарика или солнца.
В дальнем от входа пространстве демонстрируется видеодокументация, смонтированная в бессюжетную медитацию. Звуковая композиция в видео дополняет нематериальность цифрового изображения шумами дождя, шагов, дыхания. Музыкальная композиция исполняется на органе. Также использован перекодированный сигнал Земли, записанный в космосе (c сайта NASA).
Найденные в лесопарке объекты образуют в композиционном симбиозе отдельное алтарное пространство.
Книга, собранная вручную, выстраивает линию между визуальностью и картой ассоциаций на входе.
Зритель оказывается в ситуации разворачивания time-based медиа вокруг себя и становится почти квантовым наблюдателем среди кадров-пазлов. Взгляду остается скользить по глянцу бесконечного наслоения цифровых изображений, распыляющих реальность, в невозможности собрать цельную картину.