Имманентный ландшафт
10 фотограмм 50х60 см, бром-серебряный процесс, барит.
Завершающая цикл, весенняя серия.
Во время режима самоизоляции я тайно пробиралась к реке - мне было важно узнать, какие знаки река оставит на этот раз.
Год назад я начала с фиксации знаков, оставляемых рекой, и с того, что эти знаки становятся видимыми и слышимыми для человека. Важным итогом оказалась сама возможность взаимодействия человеческого и природного в горизонтальной плоскости, вне субъектно-объектных отношений.
Техника фотографммы позволяет выключить из процесса политику моего (человеческого) взгляда. Лунной ночью бумага с фоточувствительным слоем погружается в реку и засвечивается светом луны. Без камеры, оптики, приборов – только стихийные силы.
Колебания воды на границе с берегом, речные потоки и воронки, взвесь ила и части прибрежных растений оставляют индексальный след на поверхности фотобумаги. Прямой контакт фотоэмульсии с речной водой и биосредой позволяет точно зафиксировать физические и химические свойства ускользающих от человеческого глаза структур.
Таким образом, на каждом листе получается изображение уникального сочетания природных явлений, не опосредованный человеческим взглядом, – имманентный речной пейзаж.